Русский | Українська          
   
Публикации

Управленческий учет помогает менеджерам
говорить на языке бизнеса


Ирина Стецурина,
Системный консультант-тренер, Коуч
консалтингового центра ШАУЗ

24 февраля 2015 года

Руководителям и владельцам не следует забывать,
что бухгалтерский учет - лишь дополнение к деловому мышлению,
а никак не его замена.
/Уоррен Баффетт/

Чем объясняется возросший  интерес к управленческому учету?

Во-первых, в  полном соответствии с законом Паркинсона системы управления предприятиями постоянно разра­стаются, ветвятся и усложняются так,
что, в конце концов, сами становятся неуправляемыми.
Чтобы скоординировать деятель­ность по управлению предприятием, потребовалась особая сис­тема "управления управлением" — система управленческого учета.

Во-вторых, каждый руководитель предприятия знает, что такое информационный бум: огромный поток ненужных сведений пря­мо-таки захлестывает нас и найти в этом потоке ту информа­цию, которая действительно важна, чрезвычайно трудно.
И ориентироваться в огромном потоке информации помогает именно управленческий учет, который является своего рода фильтром, отсеивающий все ненужное и по крупицам собирающий все, что может помочь в принятии эффективных управленческих решений.

Управленческий учет отличается от обычного бухгалтерско­го, прежде всего тем, что его данные предназначены не для внешних пользователей (государства, банков, деловых партне­ров), а для внутреннего "использования".

Управленческий учет помогает финансовым и нефинансовым руководителям понимать друг друга и разговаривать на основном языке бизнеса  — «языке финансов»

История, иллюстрирующая взаимное непонимание специалистами друг друга, описана Тони Скоуном, произошла она с бухгалтером и его другом директором,  которые потерялись во время путешествия на воздушном шаре.

Они зависли над оди­нокой фермой и прокричали вниз: "Есть тут кто-нибудь?"
Через некоторое время человек в пижаме открыл дверь, по­смотрел вверх и спросил: "Чем могу быть полезен?"

Бухгалтер на шаре   прокричал: "Скажите, пожалуйста, где мы нахо­димся?"
Человек на земле ответил: "Вы на воздушном шаре в 50 фу­тах над моим домом".
В этот момент порыв ветра унес воздушный шар.

Бухгалтер повернулся к своему другу директору и сказал: "Ну, повезло, единственный человек на несколько миль кругом оказался дипломированным бухгалтером".
"Как ты догадался?"— спросил его директор.
"Потому что все, что он нам сказал, было на 100% верно и на 100% бесполезно, черт побери!"

Когда хозяин дома, а он действительно оказался бухгалтером, вер­нулся в дом, жена спросила его: "С кем ты разговаривал?"
"А, с двумя директорами",— ответил он.
"Как ты догадался, что это были директора?"— спросила она.
"Потому что они были надуты и не имели ни малейшего понятия, где они находятся и куда движутся".

Управленческий учет предоставляет руководителям достоверную информацию с целью помочь им в ключевых сферах:

  • планирования,
  • контроля,
  • принятия решений

Учитывая, что у руководителей время всегда ограничено и не­возможно проконтролировать все и везде, - система управлен­ческого учета помогает определять те области, где требуются корректировки.

Три главных критерия составления управленческих  отчетов:

  1. форма,
  2. периодичность,
  3. точность.

1.  Форма
Форма информации должна быть такой, чтобы она восприни­малась получателем. Тот, кто предоставляет информацию, дол­жен исходить из того, что получатель знакомится с вопросом впервые.

2.   Периодичность
- Как часто должна представляться финансовая информация?
Ответ: "По мере необходимости".
Большая часть информации по управленческому учету поступает ежемесячно, но некоторые данные целесообразно представлять ежеквартально или даже раз в год, тогда как информация по продажам, денежным ос­таткам на расчетном счете, кассовым поступлениям и т. д. мо­жет поступать еженедельно или даже ежедневно.

3.   Точность
- Насколько точной должна быть информация, на 100%?
Но это не всегда так.
Обеспечение 100%-ной точности отнимает время и стоит денег.
Очень полезно помнить народную  мудрость - «дорога ложка к обеду».
Поэтому лучше по­лучить информацию, точную на 90% сразу после события, чем на 100% точную, но спустя шесть месяцев.

Также важно быть уверенным, что эффект от использования этой информации должен превышать стоимость ее получения.

Вы хотите выстроить в своей компании действенную, работающую систему управленческого учета?
Приглашаем на специализированные тренинги и коучинг-программы консалтингового центра ШАУЗ, где Вы получите необходимые Вам знания и четкий алгоритм практических действий.

Желаю Вам Удачи и Успешного Бизнеса! 

И конечно, всегда рада и готова помочь Вам быть еще успешнее!