Русский | Українська          
   
Публикации

Антикризисная оптимизация затрат в компании


Ирина Стецурина,
Системный консультант-тренер, Коуч
консалтингового центра ШАУЗ

17 марта 2015 года

Какие могут быть мероприятия по сокращению (оптимизации) затрат?

Антикризисные мероприятия должны планироваться и внедряться с целью остановки снижения прибылей.

Вне сомнений, компания в период социально-экономического кризиса должна сконцентрироваться на тех видах деятельности, в которых имеет наибольший опыт и явные рыночные успехи.

При прогнозировании уровня инфляции желательно придерживаться консервативного, скорее пессимистического, чем оптимистического сценария с тем, чтобы обеспечить некоторый запас при расчете движения денежных средств.

Здоровый консерватизм также необходим при разработке графика осуществления платежей, поскольку задержки платежей со стороны дебиторов становятся более вероятными, а своевременность ваших платежей в кризисное время становится еще более критически важным фактором в поддержании доверия к компании.

С целью усиления системы финансового контроля и управления движением денежных средств, хочу порекомендовать руководителям провести изменения в следующих областях:

1. Разработайте эффективную систему прогнозирования движения денежных средств. 

Для этого целесообразно сделать следующее:
1.1. Подготовить отчеты за прошлые периоды на основе имеющихся в компании данных и проанализировать тенденции и закономерности.
Для подготовки отчетов необходимо использовать надежную и полную информацию — от этого будет зависеть качество управленческих решений.
Определить критические статьи или параметры, которые желательно отслеживать регулярно (остаток денежных средств, продажи в единицах продукции, цены, себестоимость, затраты на зарплату, налоговые и внебюджетные обязательства).
Определить подходящую периодичность внутренних прогнозов, принимая во внимание непостоянство и колебания бизнеса компании, например, недельную, двухнедельную, месячную и т.д.
Предположения для прогнозов выводятся на основе анализа финансовой отчетности за прошлые периоды.

1.2. Проанализировать цены и объемы продаваемой продукции для того, чтобы определить вновь возникающие тенденции и закономерности.
Прогноз продаж необходимо разделить на доли продаж, осуществляющихся на условиях предоплаты и в кредит.
Бартерные операции могут рассматриваться формой продаж в кредит с более длительным сроком взыскания задолженности.

1.3. Оценить прогнозируемую валовую прибыль по группам товаров для того, чтобы оптимизировать ассортимент предлагаемой продукции.

1.4. Рассчитать резервы на погашение сомнительных долгов и принять их в расчет при прогнозировании притока денежных средств.
Необходимо также ускорить списание сомнительных долгов по просроченной задолженности с баланса, который ведется для управления финансами и внутреннего пользования.

1.5. Необходимо рассмотреть различные сценарии, но целесообразнее использовать пессимистический подход к определению уровня денежных резервов. На основе сценариев, а также выработанных предположений и допущений строятся прогнозируемые балансы и отчеты о прибылях и убытках.

1.6. Дополнительно оценить необходимость использования простой краткосрочной модели движения денежных средств, построенной прямым методом. Она будет состоять из ожидаемых денежных поступлений и конкретных платежей, которые необходимо сделать в течение рассматриваемого периода.

2. Измените структуру долговых обязательств путем заключения с ключевыми кредиторами соглашений об изменении времени выплат, а в некоторых случаях и о переводе выплат процентов и основных сумм в другие финансовые инструменты (например, конвертация облигаций в обыкновенные акции или конвертируемые привилегированные акции).

3. Разработайте механизм оценки предполагаемых объемов продаж по группам товаров

Для этого целесообразно сделать следующее:
3.1. Сделать анализ цены и объемов продаж по группам товаров путем использования статистических методов (в том числе таких компьютерных программ, как «Статистика») с экстраполяцией на последующие периоды с учетом сезонных факторов;

3.2. Оценить прогнозируемую валовую прибыль по группам товаров путем определения факторов потребительского спроса и наиболее важных из статей операционных расходов, отнесения их на группы товаров и оценить динамику их изменения;

3.3. Оценить соответствующий уровень инфляции по основным статьям прогноза.

Для получения более полноценных знаний и наработки практических навыков успешной деятельности компании в период кризиса, приглашаю на тренинг:

"Калькулирование себестоимости и антикризисная оптимизация затрат"

 

Желаю Вашей компании результативной и эффективной работы!

И всегда рада и готова способствовать Вашему успеху!